Литературная гостиная началась со вступительного слова ученицы 9 "а" класса
Габибуллаевой Альбины.Она сказала о тематики гостиной. На экране появляются слайды с фотографиями поэта.Учащиеся один за другим читают стихотворения, рассказывают о жизни горца. Звучит лирическая мелодия.
На сцене появляются герои произведения Р. Гамзатова "Горянка".
Габибуллаевой Альбины.Она сказала о тематики гостиной. На экране появляются слайды с фотографиями поэта.Учащиеся один за другим читают стихотворения, рассказывают о жизни горца. Звучит лирическая мелодия.
На сцене появляются герои произведения Р. Гамзатова "Горянка".
И тучи окутали даль,
Летит, как на голубя беркут,
На девичье сердце печаль.
А мысли — тревожные пчелы —
Витают вокруг головы.
Мать в полдень вернулась с тяжелой,
Душистой охапкой травы.
«Темнеет, как будто бы к ночи, —
Дождь сено на крыше замочит,
Поди убери-ка скорей.
Спеши! Надвигаются тучи».
«Что сено! Подсохнет опять.
Сейчас помогла бы ты лучше
Собраться мне с мыслями, мать.
Болтают в ауле повсюду
(Тот слух меня в ужас поверг),
Иль правда, что выдана буду
Я замуж в ближайший четверг?
Прости меня, мама, прости, —
Хотите такой невеселый
Подарок вы мне поднести?
Иль есть у вас дочка другая?
А я — лишь обуза семьи?»
«Овечка моя дорогая,
Слова неразумны твои.
Зардевшись, как ветвь краснотала,
Бежать не спеши от добра.
Ты взрослою, доченька, стала,
Поэтому замуж пора».
Ты взять не боишься греха,
Ведь я ненавижу Османа,
Постылого мне жениха».
«Ах, чтоб тебя громом сразило!
Ты спятила, дочка с ума.
Все то, что сказать поспешила,
Забыть постарайся сама.
Как птица, не рвись в облака ты,
Спасибо Осману сто раз:
Он ждал терпеливо, пока ты
Росла и училась у нас».
«Напрасно
Ты сердишься, мама моя,
Ведь сердце заставить не властна
Любить нелюбимого я.
Пойми: за крутым перевалом
Ждет путника новый подъем,
И школа пусть будет началом
В заветном ученье моем».
«Дерзить ты мне будешь доколе? —
Иль этому — вот времена! —
Была ты обучена в школе?
Ах, чтобы сгорела она!
Стара и больна я.
До крика,
Калым принесли.
Посмотри-ка
На это богатство скорей.
Вот горские шали.
Признайся,
Что ты не видала таких.
Голубкою белою, Ася,
Покажешься людям ты в них.
Вот шелка шуршащая кипа,
Возьми разверни-ка слегка,
Покажется, будто с Гуниба
К нам в саклю ворвалась река.
А туфельки стоили денег,
Смотри, как высок каблучок!
Подошвы, ей-ей, не заденет,
Под ними пройдя, ручеек.
А серьги — жемчужная пара,
А кольца — как звезды во тьме,
Не ценишь богатого дара.
В своем ли ты, дочка, уме?
Побойся, негодная, бога,
Не смей распускать языка,
Болтать не к лицу тебе много,
Не замужем ты ведь пока.
Два на два хоть кадий помножит,
Получит четыре — не пять,
Не спорь со мной, дочь! Не поможет:
В четверг будем свадьбу справлять»
«Покорной овцой я не стану.
И вновь проклинаю тот день,
В который гуляке Осману
Вы продали дочь за ячмень».
«Ты лучше подумай немножко.
Достаток в дому — не напасть.
За масло цепляется ложка,
Чтоб в сыворотку не попасть.
Обед до вечернего часа
Держать на столе не расчет,
Не то из кастрюли все мясо
Пронырливый выкрадет кот».
«Пусть в дом к нам придут хоть с арканом
Дружки жениховские, мать,
Но знай, что в четверг аульчанам
На свадьбе моей не плясать.
Скорее провалится, рухнет
Бревенчатый наш потолок.
Прощайте!»
И, выйдя из кухни,
Шагнула легко за порог.
И в горы, седая, сухая,
Отправилась бедная мать,
Чтоб, плача и горько вздыхая,
Супругу про все рассказать.
Он был обозлен и сконфужен,
Унять подозренья не мог,
Как будто позвали на ужин,
Но заперли дверь на замок/
Инсценировка заканчивается. Звучит мелодия. Зажигаются свечи.
Литературная гостиная подготовлена учителем дагестанской литературы
Казаковой М.Б. вместе с учащимися 5-10 классов.
Литературная гостиная подготовлена учителем дагестанской литературы
Казаковой М.Б. вместе с учащимися 5-10 классов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий